Кровля Крыша Потолок Стены Окна Двери Шкафы купе Фундамент Ремонт Дизайн
Ограждения Газон Ресурсы web Дорожки Водостоки Канализация


контакты

Храмы и храмовые комплексы эпохи Нового царства

строительство домов
Строительство Древнего Востока
Строительство Древней Персии, Индии, Китая
Строительство Античного мира
Строительство Средних веков
Строительство в Европе и Америке
История строительства в России


Полезные советы





...


...


...


...


...


Храмы и храмовые комплексы эпохи Нового царства

Реконструкция комплекса в Дейр-эль-Бахри История Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) связана с возвращением к централизованному государству под властью фараона. Для укрепления этой власти фараоны опираются на религию еще в большей степени, чем это делали правители Древнего царства. Вторым по значению инструментом упрочения этой власти была, как и в далекие времена, архитектура, ибо она способствует распространению религиозных идей в народных массах. Однако средства достижения этих целей с помощью архитектуры становятся иными. На смену древним пирамидам приходит гигантский храм. Строительство храмов и масштабных храмовых комплексов является отличительной чертой эпохи Нового царства.

Наибольший интерес представляют три основных фиванских храма: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храм Амона в Ауксоре и огромный храмовый комплекс в Карнаке.

Храм царицы Хатшепсут при ближайшем рассмотрении не столь велик. Он построен у подножия скал, резко обрывающихся в пустыню. Сохранилось имя архитектора, строившего храм, - Сенмут. Впоследствии он стал супругом самой Хатшепсут, которая получила статус фараона, отобрав его у законного малолетнего сына своего покойного мужа от первого брака. Это был беспрецедентный шаг в истории наследования царской власти. Хатшепсут была вынуждена легитимизировать свое положение на царском троне, в связи с чем она создает в одном из старейших и традиционных для строительства некрополей мест, рядом с древнейшим храмом Ментухотепа I и храмом Тутмоса III, свой храм (рис. 1). В этом сооружении она предусмотрела комнату с барельефами и росписями, которые рассказывали о том, как ее мать зачала дитя от бога.

Храм Хатшесуп Дейр-эль-Бахри Тем самым власть Хатшепсут обретала обоснованность божественным происхождением. Идее божественного промысла служила и вся композиция храма. Здание располагалось на террасах, возвышающихся друг над другом. На каждой террасе зрителя встречал протяженный горизонтальный портик (рис. 2).

Портики вполне соразмерны габаритам человека. Однако своей малой величиной они создают яркий контраст скалам, на фоне которых расположены. На самом деле скалы не так уж и высоки. Но по сравнению с портиками храма они кажутся гигантскими, человек рядом с ними и храмом ощущает себя ничтожным. Природные скальные образования предстают грандиозными. Oт тoгo и храм, воспринимаемый как единое целое с окружающим его ландшафтом, представляется не делом рук человеческих, а созданием божественных сил.

Храм частично врезан в тело скал отдельными помещениями, и это роднит его со скальными храмами Среднего царства, такими как гробница в Бени-Хасане, что объясняется тем, что построен он в переходный период. Внешние портики храма имеют геометрически правильные по форме колонны с гладко отесанными гранями, представляющими пример протодорического ордера. Внутри храма колонны круглого сечения с каннелюрами и капителями в виде женской головы и солярными кобрами, которые считаются прототипом валют греческого ионического ордера (рис. 3).

Храм Хатор в Дейр-эль-Бахри Фрагмент гипостильного зала

Рис. 3. Внутренние колонны храма Хатор в Дейр-эль-Бахри

Рис. 4. Фрагмент гипостильного зала храма Амона в Карнаке

Наиболее яркими представителями храмов эпохи Нового царства являются храм Амона в Ауксоре и храм Амона в Карнаке. Храм Амона в Ауксоре - наиболее древний храм этого периода (XV - середина XIII в. до н. э.). Его ордер отражает приемы строительства из дерева. Стволы колонн имитируют связки камыша или папируса, которые применяли при строительстве рядового массового жилища (рис. 4). Капители имеют форму закрытого бутона лотоса. Отличительной особенностью храма были два гипостильных зала. Дольчатые колонны второго зала имели высоту 16 м. Храм многократно перестраивался и дополнялся. Он был связан единой идеей религиозного воздействия с храмовым комплексом в Карнаке, находящемся южнее от Ауксора на три километра.


Части храма

Рис. 5. Части храма

Типичный для этого времени храм Амона в Карнаке строился среди песков пустыни на ровной площадке. Он имел протяженную, строго симметричную относительно центральной оси планировочную структуру, рассчитанную на постепенное вовлечение молящихся в религиозную процедуру по мере их прохождения по территории храма (рис. 5). К храму вела широкая аллея сфинксов, расположенных симметрично по обе стороны дороги (рис. 6). Эта аллея несла в себе глубочайший смысл. Огромные сфинксы как две капли воды походили друг на друга, что придавало организующее начало пространству подхода к пилонам храма.
Идущим не было необходимости останавливаться и рассматривать детали скульптур, так как они ничем не отличались друг от друга. Они предназначались для того, чтобы направлять процессию ко входу. Однако для контраста и большей выразительности в лапах мощных сфинксов размещали маленькую скульптуру фараона (рис. 7).

Аллея сфинксов Сфинкс с фараоном в лапах

Рис. 6. Аллея сфинксов

Рис. 7. Сфинкс, в лапах которого фигурка фараона

Предполагалось, что храм имеет только один основной вход и сбоку в него войти невозможно, поскольку он окружен священным участком с жилыми и хозяйственными постройками для жрецов и работников, обнесенным, в свою очередь, земляным валом.
Поэтому главный композиционный акцент предназначался единственному входу, к которому и направляла идущих аллея сфинксов. Шествуя по аллее, процессия, наконец, подходила к двум огромным пилонам (массивным стенам у входа) (рис. 6).

Они резко притягивали взгляд подходящих к храму людей, обозначая значимость момента перед попаданием непосредственно в сам храм. Общий характер композиции храма определялся двумя основными принципами: постепенное сужение и затемнение пространства по мере приближения к святилищу.

Все зоны храма расположены анфиладно и соединены дверными проемами, строго нанизанными на единую ось. Каждая зона отделена от последующей стеной, тем самым как бы останавливая идущего перед неизведанным и в то же время вовлекая его в дальнейшее проникновение в тайну, скрытую от глаз. За пилонами через сравнительно узкий вход процессия попадала во внутренний двор, окруженный с двух или четырех сторон колоннами.

Подобное решение получит в Греции название перистиль. Таких дворов могло быть два. В них оставалась основная масса людей, допущенных внутрь храма. Далее процессия, состоящая из знати и жрецов, входила в гипостильный зал, сплошь уставленный гигантскими колоннами (рис. 8). Свет проникал сюда через специальные решетки (рис. 9) и представлял собой солнечный поток, расчлененный на отдельные лучи плотной структурой решетки, так что помещение было сильно затенено. Освещение осуществлялось за счет перепада высот между средними и боковыми, более низкими колоннами. На этом перепаде и размещались решетки. Подобное решение подчеркивало также таинство религиозного действия, поскольку свет, проникающий через решетки, освещал главным образом среднюю, наиболее важную часть зала.

Центральный проход гипостильного храма Амона Световые и вентиляционные решетки

Рис. 8. Центральный проход гипостильного храма Амона

Рис. 9. Световые и вентиляционные решетки в храме Амона

В следующее за гипостильным залом святилище допускались только жрецы храма и фараон. Вся композиция храма, с огромными встречающими пилонами и лесом гигантских колонн, служила обожествлению фараона, возвеличиванию его в глазах людей на фоне преклонения перед главным божеством - богом солнца Амоном.

Храм Амона в Карнаке сам по себе является самым большим храмом Египта. Столь же грандиозным стал и весь комплекс возникших рядом второстепенных храмов и площадей со священным озером (рис. 13). Весь комплекс включал более тридцати храмов, святилищ и других сооружений. Основная, наиболее хорошо сохранившаяся зона занимает около 30 гектаров.

Храм Амона имел гипостильный зал со 134 колоннами высотой 23 м и диаметром 3,5 м (рис. 10) и размеры 50х100 м. Капители колонн получили форму раскрывшегося цветка лотоса. На такой капители может уместиться 50 человек. Кубические абаки были сравнительно небольшими и при осмотре снизу скрывались раскрытыми цветками капителей. В результате казалось, что перекрытие гипостильного зала парит над колоннами, ничем с ними не связанное. Если учесть, что потолок зала окрашивали в синий цвет и на нем рисовали звезды, то создавалось впечатление присутствия гигантских растений под открытым небом. Такое сакральное значение священной рощи и придавали египтяне гипостильному залу.

Церемония поклонения богу Амону начиналась в Ауксоре, затем процессия медленно шествовала до храма в Карнаке, и в день равноденствия действие завершалось выносом пурпурно-красной, отделанной золотом ладьи Амона из святилища. Через узкий проход гипостильного зала люди наблюдали, как лучи заходящего солнца достигали ладьи и она словно вспыхивала в пурпурном пламени заката. Огромная высота колонн и плотная их расстановка, затененность зала и контрастный эффект «загорающейся» ладьи оставляли неизгладимое впечатление в памяти людей. Праздник оканчивался возвращением процессии тем же путем в Ауксор.

Диаметр колонн в храме Амона Обелиск Хатшесуп

Рис. 10. Диаметр колонн в храме Амона

Рис. 11. Обелиск Хатшесуп в храме Амона

Поздний египетский ордер представлен в Карнакском храме самыми разнообразными формами. Стволы колонн украшены замечательными барельефами. На территории и в помещениях размещено множество скульптурных изображений фараонов и колоссальная 15-метровая статуя великого жреца Амона Пенеджема, известного как Тинита. Особую ценность для египтян представляли обелиски, высеченные из единого куска породы и достигавшие высоты 40 и более метров. Наиболее значимые из них размещались в глубине храмовых комплексов (рис. 11). Обелиск Хатшепсут не самый большой. Он весит 323 т и имеет высоту 29 м. Однако женщина-фараон постаралась разместить свой обелиск в наиболее выгодном месте храмового комплекса так, чтобы он первым встречал солнечный луч рассвета.

Как мы уже выяснили, главным в архитектуре Египта в эпоху Древнего и Нового царства был масштаб сооружений. Однако если в древности подавление человека масштабом сооружения осуществлялось путем создания огромной массы, у которой останавливается всякое движение, то в позднейшие времена Нового царства архитектура воздействует путем организации движения больших масс людей, которое разворачивается во времени. Однако идея подавления человека сверхъестественными размерами статичных сооружений и в Новом царстве не покидала умы создателей храмов.

Статуи Рамсеса II Согласно этой идее был сооружен поздний пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (1292-1225 гг. до н. э.) (рис. 12). Выдолбленный в скале, размерами своих внутренних помещений он не поражал. Зато огромные 20-метровые статуи Рамсеса при входе на фоне скального обрыва впечатляли так же, как храм Хатшепсут. Для контраста с монументальными скульптурами в их ногах были размещены на первый взгляд совсем небольшие фигурки, хотя в действительности они имели высоту, превышающую человеческий рост.

Самая главная часть любого храма - святилище - отстоит от входа на 65 м. В нем размещены статуи Рамсеса и трех божеств: Амона-Ра, Птаха и Харакириса. Еще Шампольон обратил внимание на интересный световой эффект, который подтверждал очень точную схему построения храма. В дни равноденствия, два раза в год, ранним утром лучи солнца проникали внутрь храма и освещали статуи в святилище. Это «солнечное чудо» длилось всего 20 минут. Затем луч солнца исчезал. Единственной фигурой, на которую никогда не попадало солнце, была фигура Птаха - бога Тьмы. Как же точно могли египтяне при строительстве сориентировать храм по странам света, чтобы получить такой световой эффект!

В заключение отметим, что, несмотря на тяготение архитектуры Древнего Египта к масштабности сооружений, в ней сложились интереснейшие композиционные приемы формирования этих сооружений, были выработаны определенные технические подходы к технологии их возведения. Однако все достижения этой культуры сводились к эмпирическим способам строительства на основе религиозных и философских подходов к формированию композиционных решений целых комплексов, имеющих такое воздействие на зрителя, которое не теряет своей силы даже в современном техногенном мире.


Храмовый комплекс в Карнаке

Рис. 13. Храмовый комплекс в Карнаке. Схема комплекса

Рис. 1. Реконструкция комплекса в Дейр-эль-Бахри.

Рис. 2. Современный вид храма Хатшесуп Дейр-эль-Бахри.

Рис. 3. Внутренние колонны храма Хатор в Дейр-эль-Бахри.

Рис. 4. Фрагмент гипостильного зала храма Амона в Карнаке.

Рис. 5. Части храма:
1) Убранство пилона: обелиски и "колоссы" на троне и по бокам портала; стоящие "колоссы" и флагштоки со штандартами и ленточными флагами
2) Большой портал с террасой наверху
3) Массивные боковые пилоны с лестницами и помещениями на нескольких этажах
4) Большой двор, обнесенный портиком
5) Большой гипостильный зал
6) Зал жертвоприношений
7) Кладовые для даров пищи и питья
8) Вестибюль вокруг святилища
9) "Святая святых" с ковчегом
10) Молельня со священной ладьей
11) Молельни, ризницы, кельи жрецов святилища
12) Открытый коридор между храмом и внешней стеной

Рис. 6. Аллея сфинксов перед пилонами храма Амона в Карнаке.

Рис. 7. Сфинкс, в лапах которого фигурка фараона.

Рис. 8. Центральный проход гипостильного храма Амона в Карнаке.

Рис. 9. Световые и вентиляционные решетки гипостильного зала в храме Амона в Карнаке.

Рис. 10. Диаметр колонн у основания в храме Амона.

Рис. 11. Обелиск Хатшесуп в храме Амона.

Рис. 12. Статуи Рамсеса II при входе в храм в Абу-Симбеле.

Рис. 13. Храмовый комплекс в Карнаке. Схема комплекса.
 

Copyright © 2008 - 2014 Domlin - строительство домов