Кровля Крыша Потолок Стены Окна Двери Шкафы купе Фундамент Ремонт Дизайн
Ограждения Газон Ресурсы web Дорожки Водостоки Канализация


контакты

История древнеперсидского государства

строительство домов
Строительство Древнего Востока
Строительство Древней Персии, Индии, Китая
Строительство Античного мира
Строительство Средних веков
Строительство в Европе и Америке
История строительства в России


Полезные советы





История древнеперсидского государства

История возникновения и развития Персидского государства (Ирана) охватывает длительную эпоху, начиная с 636 г. до н. э. И заканчивая завоеванием Персии арабским миром и укреплением на его территории ислама в начале VП в., и включает три основных периода. Однако наш интерес лежит в плоскости изучения самобытной архитектуры Древней Персии как одной из древних деспотий. Такой характер архитектуры просматривается только в первый и третий периоды. Второй период отмечен значительным влиянием греческой культуры в связи с завоеваниями Александра Македонского. В первый и третий периоды архитектура и строительство Древней Персии опираются на те же основные принципы, с которыми мы сталкивались ранее в Месопотамии или Египте.

Иначе говоря, их основой было создание грандиозных, поражающих своими размерами, сооружений, которое опиралось исключительно на эмпирические способы строительства. При возведении дворцов и гробниц не задумывались над экономической стороной, и тем более отсутствовал какой-либо научный подход к оценке конструкций. Математика, физика, теоретическая механика появятся как науки только в античной Греции. Несмотря на это, и в самой Греции в строительстве они будут применяться крайне редко. С рассмотрением памятников Древней Персии мы продолжим разговор о развитии архитектуры, которая использовала прежде всего природную прочность материала: у камня на сжатие, у дерева на растяжение. Одновременно с этим мы коснемся и появившихся в строительной практике первых конструкций, которые помогали решить проблему пролета. Это арки и сводчатые конструкции на их основе: купола и цилиндрические и коробовые своды. Однако пролеты между опорами оставалась еще очень небольшими.

История Древней Персии, как отмечалось выше, делится на три основных периода:

• первый - время Ахеменидов, эпоха великой мировой империи (558-330 гг. до н. э.)
• второй - парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (250 г. до н. э. - 224 г. н. э.)
• третий - феодальное государство Сасанидов (224-651 гг.)

Именно второй, парфянский, период тесно связан с греческой экспансией. Он имеет меньшее значение при рассмотрении истинно персидской ветви в развитии архитектуры и строительства на Древнем Востоке. Поэтому основное внимание мы сосредоточим на первом и третьем периодах существования империи.

Древние иранцы, принадлежащие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II-I тыс. до н. э. Постоянные войны Ассирии и Урарту, ближайших соседей, создали благоприятную ситуацию для объединения мидянских племен, на основе которого сложилось государство Мидия, ставшее уже в VII в. до н. э. сильной державой. Объединившись с Вавилонией, Мидия сыграла решающую роль в разгроме Ассирии. Государство персов, расположенное чуть южнее, формировалось достаточно изолированно и с небольшим опозданием по сравнению с Мидией. Через родственные связи в VI в. до н. э. при Камбизе I Персия стала вассалом Мидии. Однако господство Мидии длилось сравнительно недолго. Сын Камбиза - Кир II, став царем, в 553 г. до н. э. выступил против Мидии и покорил ее. Вскоре Киру покорилась и Лидия. Кир разбил войска ее царя Крёза, славившегося своими несметными богатствами. Кир II подчинил себе Малую Азию и вскоре значительную часть Средней Азии. Перед наступлением на Египет Кир погиб в сражении, не осуществив своего грандиозного замысла.

Созданная им держава Ахеменидов за короткий срок стала крупнейшей в мире. Дело отца закончил его сын - Камбиз II покорил Египет, провозгласив себя фараоном XXVII династии (рис. 1). Ведя завоевательные войны за пределами центральных территорий своего государства, Камбиз потерял с ними тесную связь, чем не преминули воспользоваться претенденты на власть. По пути домой Камбиз неожиданно умер, на престол взошел дальний родственник из младшей ветви Ахеменидов Дарий.

Дарий встал перед сложнейшей задачей объединения огромного государства. В его арсенале не оказалось мощной религиозной идеи, на которую опирались, например, фараоны в Египте. В Персии было распространено поклонение огню, но оно не носило всеобщего объединяющего характера. Дарий провел многочисленные административные реформы, сплотившие государство и укрепившие в нем централизованную власть. В административном устройстве появились провинции - сатрапии, на которые была разделена вся территория. Правителями в них были сатрапы (в современном языке отождествляется с деспотичным администратором-самодуром), отвечающие за административный порядок перед центром.

Для дальнейшего усиления собственной власти Дарий ввел военное деление территорий с военачальниками в каждой провинции, не зависящими от сатрапов. Огромное внимание уделялось формированию армии, поскольку завоевательные войны продолжались. Благодаря реформам Дарий создал могущественную державу с притоком в центр огромных материальных богатств.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Столицей Персии становится Персеполь (рис. 2). Опустим почти сто лет существования Парфянского царства, разросшегося от южных берегов Каспийского моря до территорий Мидии и Месопотамии, по причинам, отмеченным выше, и рассмотрим период Сасанидского Ирана.

Этот период начинается с 226 г. до н. э. с коронации Арташира I (начал править в 224 г. до н. э.), положившего начало династии Сасанидов, которая просуществует свыше четырех веков. К началу царствования Ардашира I Иран представлял собой случайный конгломерат объединенных общими политическими судьбами, но весьма различавшихся стран и народов. Такое положение начало меняться еще в эпоху Парфянского царства.

Сасанидская династия ставила перед собой цель объединить государство на принципах древних Ахеменидов, тем более что у руля правления государством встала персидская знать с Арташиром во главе. Сасаниды постарались максимально укрепить свою власть, восстановив ахеменидское государственное устройство. К этому времени появилась и новая общегосударственная религия - зороастризм, - обязательная для всех.

Большое внимание стало уделяться строительству храмов, посвященных известным божествам мира Добра - Ормузду, Митре, Зрвану, богине Анахите. Сасаниды считали, что алтарь - опора трона. В связи с этим они боролись и с зарождающимся христианством, которое воспринимали как враждебное явление.

В противовес новому христианскому учению начинают развиваться местные ответвления зороастризма - манихейство и маздакизм. Последнее подталкивало население к переделу собственности, особенно к обретению земли и возможности иметь жену и семью беднейшими слоями населения, на фоне многочисленных гаремов знати, где содержались сотни и тысячи женщин. Все эти волнения поставили страну перед необходимостью установления сильной и централизованной власти при ослаблении наследственной аристократии. Этим воспользовался Хосров I, который оказался на престоле в 531 году. Процарствовав 48 лет, он сумел объединить страну на основе реформ, которые лишили аристократов земли, но привлекли их на государственную службу. Ряд земельных и налоговых реформ способствовали укреплению государства и власти правителя.

В VI в. Иран вступил в полосу процветания. Однако в 20-30-е гг. VII в. начавшиеся междоусобицы при дворе Сасанидов привели к падению династии и в конечном итоге к исламизации страны.

 

Copyright © 2008 - 2017 Domlin - строительство домов